Вологодский государственный педагогический университет
кафедра прикладной математики

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса "Компьютерная графика"
 

Специальность "Прикладная математика и информатика"

3 курс, осенний семестр

 

лекции                                    - 56 часов

Форма итогового контроля  - зачет

 

Разработал доцент С.З.Свердлов

 

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

 

Предмет компьютерной графики.

 

Графические устройства

Векторные и растровые дисплеи. Графопостроители. Видеорежимы. Видеопамять. Экранные и внеэкранные поверхности. Блиттинг. Скорость вычислений. Базовая графическая библиотека.

 

Растровые алгоритмы

Растр. Растровая развертка отрезка. Алгоритм ЦДА. Алгоритм Брезенхема для отрезка. Растровая развертка окружности и эллипса, алгоритмы Брезенхема. Алгоритмы заполнения областей. Заливка. Растровая развертка многоугольников. Тест принадлежности точки многоугольнику. Алгоритм со списком активных ребер. Построчное сканирование с растровой разверткой контура, Алгоритм НьюменаСпрулла.

Отсечение

Отсечение в пространстве объекта и отсечение в пространстве изображения. Отсечение отрезка прямоугольным окном, алгоритм СазерлендаКоэна. Отсечение многоугольников. Алгоритм СазерлендаХоджмена. Алгоритм ВейлераАзертона. Алгоритмы Лианга–Барски.

Преобразования на плоскости и в пространстве

Двумерные (2D) преобразования. Однородные координаты и матрицы преобразования. Композиция двумерных преобразований. 3D-преобразования.

3D-графика

Проецирование, виды проекций. Геометрическое моделирование. Структуры данных для 3D-графики. Пример: вращение многогранников.

Получение реалистических изображений

Удаление нелицевых граней. Закраска поверхностей. Закраска при аппроксимации гладких поверхностей многогранниками, метод Гуро и метод Фонга.

Алгоритмы удаления невидимых поверхностей

Алгоритм z-буфера. W-буфер. Алгоритм двоичного разбиения пространства (BSP). Алгоритм обратной трассировки лучей.

Текстурирование

Точное текстурирование. Аффинное и параболическое текстурирование. Билинейная фильтрация. MIP-текстурирование.

Арифметика с фиксированной точкой

Формат представления. Реализация вычислений. Точность и диапазон представления.

 

 

 

Литература

1.   Шикин Е. В., Боресков А. В., Зайцев А. А. Начала компьютерной графики. М., Диалог, 1993.

2.   Шикин Е. В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Динамика и реалистические изображения. М., Диалог-Мифи, 1996.

3.   Роджерс Д. Алгоритмические основы машинной графики. М. Мир, 1989

4.   Иванов В. П., Батраков А. С. Трехмерная компьютерная графика. М., Радио и связь, 1995

5.   Эйнджел Э. Интерактивная компьютерная графика. Вводный курс на базе Open GL, 2 изд. Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001

6.   Херн Д., Бейкер М. Компьютерная графика и стандарт Open GL, 3-е издание. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2005

7.   Фоли Дж. вэн Дэм А. Основы интерактивной машинной графики: в 2-х книгах. Пер. с англ. М.: Мир, 1985