Вологодский государственный педагогический университет
кафедра прикладной математики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
"Цифровая фотография и обработка изображений"
Разработал С.З.Свердлов
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
Основы цифровой фотографии
Принцип формирования изображения в цифровой фотокамере.
Цифровой фотоаппарат. Организация светочувствительной матрицы. Обработка информации в ЦФК. RAW-формат, RAW-интерполяция, RAW-конверторы. Формат JPEG.
Фотосъемка
Наводка на резкость (фокусировка)
Формула тонкой линзы. Системы фокусировки. Фокусировка при съемке автофокусной камерой.
Выбор фокусного расстояния
Угол зрения и размер изображения. Нормальное фокусное расстояние. Фокусное расстояние и размер сенсора. Кроп-фактор. Эквивалентное фокусное расстояние. Передача перспективы. Зум-объективы (с переменным фокусным расстоянием). Сменные объективы. Круг изображения. Увеличение (приближение) объектива. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Использование различных ФР при съемке. Виды объективов. Примеры фотографий, сделанных различными объективами при различных фокусных расстояниях.
Выдержка
Основная шкала выдержек. Затвор. Разновидности затворов. Повышение устойчивости камеры при съемке с рук. Причины нерезкости. Правило выборы выдержки при съемке с рук. Зависимость выбора выдержки от ФР. Примеры. Выдержка при съемке подвижных объектов. Съемка с проводкой. Стабилизатор изображения. Эффективность стабилизатора. Оптический стабилизатор и подвижная матрица.
Светосила и диафрагма
Диафрагма и диафрагмирование. Смысл диафрагмирования. Стандартный ряд диафрагменных чисел.
Глубина резкости
Кружок нерезкости. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Зависимость кружка нерезкости от диафрагмы, дистанции фокусировки, фокусного расстояния, кроп-фактора. Гиперфокальное расстояние. Примеры снимков, сделанных при разных диафрагмах. Вывод формул ГРИП. Выбор дистанции фокусировки.
Экспозиция
Экспозиция и экспопара. Экспозиционное число (EV). Светочувствительность (ISO). Цифровой шум. EV и условия освещения. Экспоторойка и экспозиционное число. Примеры выбора экспоторойки.
Режимы съемки ЦФК
Автоматические и «творческие» режимы. Сюжетные режимы.
Композиция в фотографии
Точка съемки и ракурс. Фотограф Александр Родченко. О выделении главного в кадре. Золотое сечение. Правило третей. Примеры (фотограф Сергей Максимишин). Равновесие. Примеры фотографий. Передача пространства и перспектива. Линейная перспектива. Тональная и воздушная перспектива. Многоплановость снимка. Динамика и движение. Диагональная композиция. Пространство в кадре. Примеры фотографий. Ритм. Примеры.
Жанры фотографии
Пейзаж. Основные правила. Примеры пейзажных фотографий. Использование светофильтров при съемке пейзажа. О дистанции фокусировки при съемке пейзажа. Городской пейзаж. Примеры. О настроении в пейзаже. Фотограф Александр Слюсарев. Ночной городской пейзаж. «Режимное» время. Съемка архитектуры. Как обеспечить параллельные вертикали. Использование tilt-shift объективов. Исправление перспективного искажения. Китч.
Портрет. Основные правила. Примеры портретов. Портрет на фоне. Съемка детей. Примеры. Настроение и эмоция в портрете.
Жанровая фотография. Примеры (А. Слюсарев, С. Максимишин, …)
Репортаж. Примеры.
Уличная фотография. Примеры. Фотограф А. Картье-Брессон.
Абстрактная фотография.
Динамический диапазон. Экспозамер. Экспокоррекция
Динамический диапазон сенсора. Динамический диапазон камеры. Динамический диапазон цифрового фотопроцесса. Динамический диапазон сцены. Гистограмма. Серая карта. Режимы экспозамера.
Выбор цифрового фотоаппарата
Классификация цифровых фотокамер. Зеркальная камера. Особенности зеркальной съемы. Сравнение цифровых фотокамер. Примеры.
Литература
1. Википедия. (ru.wikipedia.org)
2. Шрёдер Г. Трайбер Х. Техническая оптика. Москва: Техносфера, 2006 – 424 с.
3. Микулин В. П. 25 уроков фотографии. Москва: Искусство, 1955 – 480 с.
4. Розов Г. Как снимать.Москва: Астрель, 2006 – 415 с.
5. Рудаков Д. Е. Оранжевая книга цифровой фотографии. – СПб: Питер – 200 с. ил.